Семинар «Методический поезд»

Главными факторами, влияющими на развитие образования сегодня, являются поворот к личности обучаемых (развитие личности - смысл и цель современного образования) и процессы глобализации. Эти требования связаны с тем, что меняются представления о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. Следствием этих изменений стало появление новых федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих условий для подготовки личности, способной к жизни в изменяющихся социально-экономических условиях.

Важно понять, что традиционный процесс обучения в школе, несомненно, давал образовательные результаты, но эти результаты были востребованы прежним обществом с его ценностями и идеалами. Новые образовательные результаты можно получить только в условиях обучения в информационной образовательной среде, обеспечивающей информационно-методические условия реализации образовательной программы.

В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель должен выстраивать учебный процесс, используя все возможности информационной образовательной среды, в том числе и возможности средств ИКТ, и соответственно уметь:

управлять учебным процессом;

создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;

использовать различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой) аттестации; и т.д.

Бесспорно, что учебный процесс в новых условиях, а именно в информационной образовательной среде, разительно отличается от прежнего. Сегодня учебный процесс направлен на создание опыта работы с информацией, её целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию учащегося. Во главу угла ставится развитие умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями, решение актуальных для учащихся проблем. Большое значение отводится формированию способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Именно, поэтому, «Методический поезд» отправился в новом 2013- 2014 учебном году в МБОУ «Тишковская СОШ», где учебный процесс планируется, организуется и направляется педагогическим коллективом как результат их совместной деятельности с учащимися в соответствии с содержанием образования (программой), личностным опытом, познавательными интересами и потребностями детей.

Героями «Методического поезда» были учителя информатики. В 5 классе урок информатики «Обработка графической информации» провела учитель первой категории МБОУ «Володарская СОШ №2» Каримбаева Маргарита Сагингалиевна. Пятиклассники бойко работали с интерактивной доской, самостоятельно добывали необходимую информацию в компьютере Маргарита Сагингалиевна отдавала предпочтение методам обучения, которые помогали усвоить универсальные способы деятельности: познавательным, ценностно-ориентационным, практическим, коммуникативным.

Молодой педагог из МБОУ «Новинская СОШ» Сабиров Альберт Валерьевич быстро нашёл общий язык с шустрыми учащимися 6 класса с темой «Единицы измерения информации». При помощи ребуса дети отгадывали тему урока, задорно провели физкультминутку и, конечно, полностью были погружены в деятельность, где они выступали в роли её активного субъекта, а педагог в роли организатора коммуникации.

В увлекательный урок – соревнование «Занимательная информатика» в 7 классе завлекла Отличник народного просвещения, учитель высшей категории МБОУ «Марфинская СОШ» Федорченко Любовь Алексеевна. Федорченко Л.А. учла при отборе электронных образовательных ресурсов классификацию таких ресурсов по методическому назначению, как виртуальное путешествие по спортивным объектам Зимней Олимпиады в городе Сочи. Цель использования по методическому назначению: предоставление равных возможностей и доступа к ценностям общей культуры, расширение мировоззрения учащихся. В рамках автономной работы учащиеся по желанию были объединены в группы.

Живчикова Нина Александровна - директор МБОУ «Тишковская СОШ», учитель биологии, учитель высшей категории, Почётный работник общего образования РФ показала мастерство в владении образовательными электронными ресурсами. Чтобы определить тему урока, учащиеся в начале урока разгадывали кроссворд: «Внутренняя среда организма. Кровь, её состав и функции». Информационно-образовательная среда урока позволила педагогу реализовать дидактические возможности инновационных педагогических технологий, эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу учащихся, обеспечивая тем самым целенаправленное развитие их самостоятельной и познавательной деятельности.

Первоклассный учитель информатики и ИКТ Анисимов Александр Алексеевич известен в Астраханской области: победитель районного конкурса «Учитель года -2009», лауреат областного конкурса «Учитель года-2009», победитель ПНПО-2008 г. Это педагог – от Бога, ас в своей номинации. Его урок в 11классе «Логические выражения и таблицы истинности» подтвердил, что в новой информационной образовательной среде педагог является носителем современного педагогического мышления и принципов педагогики сотрудничества, рефлексирующим профессионалом, способным к проектированию и перепроектированию учебного процесса в соответствии с указанными принципами. Ученики не подвели своего учителя: показали устойчивый интерес к урокам информатики, виртуозным владением компьютерным оборудованием и познавательные мотивы. Повезло им с учителем!

Использование средств ИКТ требует переосмысления роли и характера профессиональной деятельности учителя в условиях работы в новой информационной образовательной среде.


© Ассоциация творческих педагогов Астраханской области, 2009
тел.: 8-988-176-87-45, e-mail: konkurs79@mail.ru